Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Кораблик»

Советы педагога-психолога

Консультация для родителей

   педагог-психолог Лемешко Л.Г. 

  «Готовим ребенка к поступлению в детский сад»

                    Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. В нашем случае адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Различают три степени прохождения адаптационного периода: легкая, средняя и тяжелая. Легкая степень адаптации: к 20-му дню пребывания в д/с у ребенка нормализуется сон, он начинает нормально есть, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений. Средняя степень адаптации: нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 – 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 – 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение на коже (диатез) – в течение полутора-двух недель. Тяжелая степень адаптации: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше). Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота. Настроение безучастное. Ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах: 1. нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов. 2. дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. поведенческие реакции нормализуются к 3 – 4-му месяцу пребыванию в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала, замедляются рост и прибавка в весе. Невротические реакции: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции. Оформляя ребенка в д/с, родители переживают: как его встретят? Будет ли ему хорошо? Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Каково же тогда приходится 2-летним малышам? В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада? 1. отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада 2. наличие у ребенка своеобразных привычек 3. неумение занять себя игрушкой 4. несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков 5. отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми. В период подготовительного этапа адаптации, дорогие родители, вы можете помочь своему ребенку: 1. Необходимо привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно подвести ребенка к четкому его выполнению 2. нужно уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, каши и т.д. 3. отучить от привычек при засыпании (соски, укачивание, засыпание на руках у взрослого) 4. по возможности расширять круг общения своего ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действие и поведение посторонних люде, вызывать положительное отношение к ним 5. помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладит остроту отрицательных эмоций 6. учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т.д. 7. не допускать высказывания сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад 8. приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, что положительно скажется на его самочувствии К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь: · самостоятельно садиться на стул · самостоятельно пить из чашки · есть с хлебом · пользоваться ложкой · после еды задвигать свой стул · активно участвовать в одевании, умывании.

Психическое здоровье дошкольника и телевидение Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение - это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выпол­нять функции образовательного, развлека­тельного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тре­вогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная пробле­ма? Попытаемся разобраться. Проанализировали, сколько времени дети проводят у экра­на. Результаты были ошеломляющими. До­школьники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом на­ибольшее количество времени приходится на вечер - с 18 до 22 часов. Обращает на се­бя внимание тот факт, что домашние дети на­ходятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие дет­ский сад, то есть привычку постоянного про­смотра телевизионных программ дети приоб­ретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам или бабушек. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориен­тированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Пет­ровка, 38», «Дорожный патруль» и т. п. Возможно, мы услышим голоса оппонен­тов: «Ну и в чём проблема? Телевидение -это окно в мир! Пусть знакомятся с современ­ной действительностью!». Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно. Мы проанализировали 100 часов программ ведущих каналов рос­сийского телевидения. Каковы же результаты? В среднем на 1 час телетрансляции при­ходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистич­ность сцен (окровавленные трупы, отрублен­ные головы, похищения людей и т. п.). Чем опасно такое телевидение для ре­бёнка? Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и спо­собность детской психики к внушению. Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кино­кадров, как надвигающийся на зрителей по­езд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессозна­тельную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изме­нений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые вос­принимает ребёнок с экрана, могут беспо­коить его в виде снов, повышенной тревож­ности или невротических симптомов. Выдающийся русский психиатр В. Бехте­рев еще в начале XX века отмечал: достаточ­но иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом каком-либо происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару. В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочасо­вой трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое об­ращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образова­тельных учреждений и страх террористичес­ких актов. В течение нескольких дней вся страна была прикована к телевизионному экрану, но никто не позаботился оградить детей от этой страшной видеоинформации. Ни учителя в школах, ни воспитатели в дет­ских садах, ни родители не были преду­преждены о негативном влиянии такой ин­формации на психику ребёнка. Во-вторых, нельзя забывать об эффек­те привыкания и заразительности агрес­сивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия при­тупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равно­душными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У не­го формируется эталон эмоционального реагирования. Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подрост­ков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего, телевидением. По мнению психологов, при виде экран­ных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сцена­рий агрессивного поведения. Однако, столк­нувшись с трудностями во взаимоотношени­ях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и на­чинает действовать так же. Возникает вопрос: многие дети смотрят те­левизор, но не все из них агрессивны. В про­цессе одной и той же деятельности, отмечала Л.И. Божович, могут формироваться различ­ные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом оп­ределяют семья и общение со сверстниками. Исследования X. Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствует наси­лие, а в качестве любимых телегероев выби­рают наиболее агрессивных. В-третьих, настораживает романтиза­ция отрицательных героев художествен­ных фильмов. Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соот­ветствующих нравственных образцов пове­дения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительнос­ти. Мышление дошкольника наглядно-образ­ное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действую­щих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев филь­ма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия. Выдающийся русский психолог Л.С. Вы­готский писал: «...Ситуация будет влиять на ребёнка по-разному в зависимости от того, насколько он понимает её смысл и значе­ние... Ясно, что ребёнок, который понимает, что такое смерть, будет реагировать на это иначе, чем ребёнок, который вообще не по­нимает, что здесь произошло... Влияние среды на развитие ребёнка будет измерять­ся среди других прочих влияний также сте­пенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде». В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способству­ет умственному развитию детей. На долю развивающих программ отводит­ся от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой - ей предоставляется 23 процента). На экране практически отсут­ствуют передачи, ориентированные на де­тей дошкольного возраста. Исключение со­ставляет программа «Спокойной ночи, ма­лыши!», однако и в ней не учитываются осо­бенности детской психики. Известно, что ребёнок лучше всего запоминает ту инфор­мацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец дет­ских программ рекламные видеоролики. По­этому ребёнку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпо­читают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поста­вить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуж­дения сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесно­го эмоционального контакта ребёнка с ро­дителями. Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспита­нии приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не при­учены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь. И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику до­школьника. Многие родители свидетельствуют: рек­лама стала удобным средством, чтобы спра­виться с непослушным ребёнком. Некото­рые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привыч­ные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых. В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую за­висимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевоз­буждения нервной системы. Эффект мель­кания видеокадров может привести к дисгар­монии мозговых ритмов, их сбою. Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультиплика­ционных фильмов. Классические российские мультиплика­ционные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с б до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зару­бежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза. Пример из практики. К психологу при­шла мама, с ужасом констатируя, что её сын трёх лет стал кричать во сне: «Убивать, надо всех убивать! Бей, бей!». В семье, где царят любовь и взаимопонимание, ребёнок не мог услышать ничего подобного. По словам ма­мы, он повторяет во сне эти слова словно зомби. Подробно разбирая ситуацию в семье и особенности общения с малышом, психолог выяснил, что молодой папа очень любит за­рубежные фильмы и с удовольствием смот­рит их вместе с малолетним сыном. Папа уверяет, что мальчику тоже нравятся эти фильмы: «Когда он их смотрит, то просто за­мирает, даже не обращает на нас внима­ния». Поэтому молодые родители покупают ребёнку целые сборники зарубежных мульт­фильмов, особо не анализируя их содержа­ние, - «они очень красочные, в них много компьютерных эффектов». К сожалению, российский видеорынок заполнен зарубежными мультфильмами, за редким исключением не отличающимися высокой художественной ценностью и глу­боким нравственным содержанием. Безус­ловно, есть очень хорошие фильмы, напри­мер диснеевские, но, видимо, их прокат до­рог, и поэтому наши дети смотрят низко­пробные ленты, изобилующие сценами аг­рессии, обмана. Не случайно любимыми ге­роями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки-ниндзя, Бэтмен и другие - ведь эти монстры представлены как смелые романтические герои, которым хочется подражать. Телевидение во многом определяет и вы­бор игрушек. Самые популярные - те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тен­денция опасна для детской психики. Игруш­ка, по мнению психологов, имеет колоссаль­ное значение для развития детей. Кукла (традиционная или герой мультфильма) вы­ступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов. Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать поня­тия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают трево­гу у педагогов и психологов. Некоторые рекомендации для родителей • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизо­ром и занявшись в это время своими дела­ми. Помните, что психика ребёнка формиру­ется только в совместной деятельности со взрослым. • Чётко регламентируйте просмотр ребён­ком телепрограмм. Максимальное количест­во времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художе­ственной сказки в старшем дошкольном воз­расте от 15-20 минут до 1 часа в день). • Оградите ребёнка от просмотра рекла­мы, информационных программ, а также ху­дожественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию. • Старайтесь отслеживать содержатель­ность и художественность детских про­грамм, чтобы исключить низкопробную ви­део - и телепродукцию. • Обсуждайте с ребёнком сюжеты про­смотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализиро­вать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. По мнению А.В.Запорож­ца, просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за че­го надо огорчаться. Совместное обсужде­ние позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации. После обсуждения можно предложить ре­бёнку нарисовать героев фильма или выле­пить их из пластилина. При этом важно об­ратить внимание на изображение эмоций этих героев. Для детей старшего дошкольного возрас­та можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с учас­тием любимых героев) или продолжить по­нравившийся, но завершить его по-другому. Всё это поможет ребёнку пережить поло­жительные и отрицательные эмоции, свойст­венные герою, с которым он себя идентифи­цирует, понять, что ему ближе, и сформиро­вать свой личный осознанный эмоциональ­ный опыт. Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, ко­торая лежит на взрослых: сделать всё воз­можное, чтобы исключить негативное влия­ние информационного потока на психику ребёнка.
25 октября 2012 в 12:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.